1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИКА ИГРЫ 1.1 ЦЕНТР И ОКРАИНЫ В зависимости от того как близко вы находитесь к окраинам меняется спрос на те или иные ресурсы. Все связано с особенностями развития ваших клиентов. Чем ближе ваш покупатель к окраинам, тем вероятнее что он отстраивает свой городишко. А это значит повышенное потребление глины и избыток металла. Напротив, игроки обладающие развитым городом, активнее строят войска, что приводит к избытку глины и недостатку металла. В приближении на одного игрока - разница в потреблении глины и металла может казаться несущественной. Однако в масштабах региона это огромные цифры. С деревом всё обстоит хуже - это более сбалансированный ресурс и им торговать сложнее. Хоть и в гораздо меньших объемах но избыток наблюдается на окраинах а дефицит в центре карты. Однако со временем может случиться и такое, что дерево станет самым прибыльным ресурсом. Также близость к окраинам, как это не удивительно, влият на психологию покупателя, но этой темы мы касаться практически не станем. Для вас надо запомнить одно - если вы далеко от окраин - ваш основной торговый ресурс - металл, именно на нем вы будете зарабатывать больше всего. Если же наоборот, окраины к вам близко - вы будете зарабатывать на глине и ожидать перетекание спроса на металл. 1.2. ВОЙНА В мирное время торговля идет тихо и размеренно. Но все меняется когда начинается война. Война - это неизбежные большие потери войск у огромного количества игроков. А значит массовое строительство самых разных типов войск, которое резко увеличивают дефицит металла и дерева. Даже глина торгуется несколько активнее, чем обычно. В этот период очень важно быстро пересмотреть ценовую политику в сторону удорожания и постараться обеспечить стабильные закупки дефицитных ресурсов. Чем больше рядом с вами конфликтующих племен - тем чаще происходят подобные скачки потребления ресурсов. Не обязательно знать о том что война идет где-то. Вы ее отголоски заметите за огромное расстояние от вас по резкому росту покупок. При этом не каждая война выгодна. Не знаю как вы, а когда мое племя вступает в войну, я стараюсь безвозмездно поддерживать своих соплеменников всем чем могу, в том числе и ресурсами. Еще хуже - когда война стучиться в ваши двери. В этот момент торговля может вовсе остановиться, все ваши ресурсы будут уходить на восстановление собственных сил. При этом, учитывая постоянно высокие запасы ресурсов в складах и невозможность их вывоза (почти все торговцы в пути) - ваш город может стать лакомым кусочком для воинственного соседа. Поэтому рекомендуется серьезно подойти к своей безопасности: держать побольше дефа в городах, общаться "на короткой ноге" с сильными соседями и в первую очередь соплеменниками, которые смогут прийти на выручку в любое время дня и ночи. 1.3. КОНКУРЕНЦИЯ Как это обычно водится - конкуренция вредит вашим прибылям. Но особо бороться нам с ней не придется, всё будет происходить в основном само собой. Большинство торговцев на рынке - это короткие предложения. У человека появился небольшой избыток товара, он решил его быстренько обменять на нужный ему товар, особо не заботясь о ценах. Отсюда возникают небольшие предложения объемом до 10 сделок по ценам, которые близки к единице. Обычно такие торговцы быстро продают своё барахло и исчезают. Бороться с ними невыгодно да и смысла нет. Лишь изредка можно осторожно самому выступить покупателем и скупить ихние предложения, поскольку теоретически они могут оказывать психологические влияние на состояние цен на рынке. Другое дело постоянные торговцы (как мы с вами) и торговцы с большим объемом ненужного товара. Это обычно предложения объемом более 10 сделок. С ними нам и придется конкурировать... в основном - честно. Если такой торговец рядом - придется ставить цены чуть ниже, а если далеко - можно на таком же уровне или даже несколько дороже. В этом случае вас будут выбирать за счет близости расположения. Всегда присутствуют также предложения по очень высоким ценам, на них вообще можно не обращать внимания - скорее всего на складах просто нет места, либо торговец эксперементирует. Большинство торговцев плохо знают свое дело и редко пересматривают цены, а так же не имеют торговых партнеров. Со временем вы сделаете работу большинства конкурентов маловыгодной и прочно займете свою нишу на рынке. 1.4. РАССТОЯНИЯ Когда вы желаете произвести покупку на рынке, как рядовой клиент, все предложения сортируются по расстоянию. Первыми в списке всегда выводятся самые ближайшие продавцы. Не каждый покупатель отправит своих торговцев в 24х часовой поход только потому что где-то там цены немного ниже. В основном сделки на ходовые товары происходят рядом. К сожалению, я не проводил исследований на эту тему. Но думаю большинство сделок происходят на расстоянии до 12 часов. Менее ходовые товары приходится возить очень далеко. Итак, что мы имеем: + если идти слишком далеко - товар мало кто купит, а если и купит то есть вероятность что этот же товар могли купить в два раза ближе, а значит можно было в два раза больше заработать; + если ограничить сделки слишком близким расстоянием - можем потерять массу потенциальных клиентов и есть вероятность что торговцы безрезультатно будут стоять на рынке. Отсюда можно сделать несложный вывод - надо найти золотую середину, когда покупателей, готовых идти к вам больше всего с минимальными издержками для вас. Я бы рекомендовал на ходовой товар поставить максимальное расстояние 12-18 часов. А для неходовых - от 24. Еще более идеальный выход - для неходовых товаров прибегать к помощи торговых партнеров. Некоторое влияние оказывает возрастающая временами торговля, когда на рынке появляется много коротких предложений. В эти моменты приходится иногда по нескольку часов ждать пока не раскупится товар по низким ценам у конкурентов. Если это происходит слишком долго, имеет смысл пересмотреть свои цены. 1.5. ДАТА И ВРЕМЯ Тут всё просто - большинство сделок происходит вечером, когда все массово приходят домой и садятся за компьютер. Ночь - мертвое время. Утро/день - слабовато, но можно. По праздникам и выходным народ тоже больше дома сидит уставившись в монитор. В принципе можно делать поправку цен на это, но уж больно муторно. 1.6. НАСТРОЙКИ СЕРВЕРА При открытии новых миров, разработчики иногда меняют стоимость зданий/юнитов, пытаясь как-то сбалансировать потребление ресурсов. За счет этого в разных мирах может быть разный уровень цен на товары в глобальном смысле и соответственно разная выручка. 2. РАБОТА НА РЫНКЕ 2.1. ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВЫРУЧКА? Всё просто - покупаем подешевле, продаем подороже. Например, продаем 1000 глины за 1700 металла, затем 1000 металла продаем за 800 глины. В результате имеем 500 единиц ресурсов чистой выручки. Чем больше оборот у вас получается делать, тем больше выручка. В лучшие времена у меня удавалось, если память не изменяет, с каждой вложенной 1000 ресурсов возвращать около 4000 за трое суток. Сейчас я работаю над тем чтобы увеличить эту цифру. 2.2 КАК УСТАНАВЛИВАТЬ ЦЕНЫ? Цены не стоят на месте и меняются бывает по нескольку раз на дню. Основная задача в регулировании цен это сбалансировать огромное количество параметров: + объем чистых доходов; + соблюсти балланс дохода/расхода каждого вида ресурсов или накренить его так как вам надо; + эффективность использования ваших торговцев (уменьшение простоя); + сохранить резерв свободных торговцев. Определять цены по которым товары будут хорошо покупать очень просто. В самом начале вам надо составить очень примерное представление о ценах, изучив существующие предложения на рынке от других торговцев. Средние цены взять за основу. Выставить предложение на рынок по этой цене, чуть дешевле и чуть дороже. В пиковое время закупок смотрим через час после размещения предложения что удалось продать. И далее либо снижаем цены либо повышаем и смотрим еще раз. Нам нужна такая цена, при которой достаточно быстро получается продавать товар. Не нужно стремиться к максимальной прибыли - главное чтобы ваши торговцы не застаивались слишком долго на рынке. После того как с ценами получилось определиться. Всегда выставляем основную массу товаров по этим ценам, и немного товара по более высокой. За счет этого мы увидим рост дефицита на рынке, а также обеспечим себе некоторый резерв торговцев на крайний случай. И еще... это очень важно - не бойтесь убыточного на первый взгляд для себя обмена. Почти всегда приходится менять неходовой товар по ценам, например, 1000 к 800. Эти 200 единиц потерь для вас должны быть компенсированы за счет продаж ходового товара. И они компенсируются с лихвой, поверьте. 2.3. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ? Как говорилось ранее - неходовые товары бывает очень проблематично менять, из-за этого даже приходится прибегать к торговле себе в убыток. Однако, у ваших торговых партнеров эти "проблемные" товары могут быть очень даже в ходу. Поскольку постоянные торговцы имеют более-менее стабильную необходимость в подобных товарах, вы можете договориться о взаимовыгодном обмене, возможно даже 1 к 1 но в больших объемах. В результате выгоду получаете вы оба: 1. отказ от убыточного обмена товара; 2. значительное увеличение эффективности использования торговцев. А это непосредственно сказывается на росте прибыльности вашего дела. Хотелось бы еще рассказать об одной занимательной особенности некоторых нубов. Как было сказано ранее, иногда приходится продавать товар с убытком. Но даже в этом случае найдется много народу, которые просто побоятся покупать с выгодой для себя, уж незнаю какие процессы у людей происходят в голове, но они скорее купят 1 к 1. Вот такие бывают ситуации. 2.4. КАК И ЗАЧЕМ ВЕСТИ УЧЕТ СДЕЛОК? Заведите себе таблицу Excel где будете хранить: + цены установленные на каждый день; + объем совершенных сделок; + простой подсчет торгового балланса за день. И каждый день скурпулезно заполняйте таблицу. Этот простой инструмент поможет вам в следующих вещах: + помнить все цены на каждый товар; + видеть сколько вы заработали за день (это очень помогает не бросить торговлю); + видеть балланс торговых доходов/расходов каждого ресурса, чтобы суметь им управлять и видеть намечающиеся тенденции. Гарантирую - без этого вы бросите бизнес через неделю, к этому моменту ваше дело превратится в совершенно невыгодное. 2.5. ЗАЧЕМ НУЖНО ИМЕТЬ РЕЗЕРВ ТОРГОВЦЕВ? Всегда имейте резерв торговцев на случай: + возможного переполнения складов (это случается очень часто); + угрозы атаки (чтобы вывезти ресурсы в безопасное место); + выполнения сделки с партнером, в случае возникновения внезапного дефицита. 2.6. КАК ПОВЫСИТЬ ОБЪЕМЫ ТОРГОВЛИ? Экстенсивные способы: 1. отстраивайте рынок по максимуму 2. захватите еще парочку городов и опять же стройте рынок Интенсивные способы: Для начала обратите внимание сколько торговцев у вас постоянно находятся в движении, а сколько протирают штаны на рынке. Чем меньше сидят без дела - тем лучше. Думаю если около 20-30% сидят без дела - это нормально, таким образом они обеспечивают необходимый резерв торговцев. Если больше - снижайте цены, за счет увеличения оборота все равно останетесь в хорошем выигрыше. Затем обратите внимание как часто у вас заключаются сделки, по которым приходится идти на дальние рубежи по конкретным видам предложений, если редко - можете попробовать уменьшить максимальное расстояние для заключения сделки. В обратном случае - может даже увиличить либо вообще найти партнера для стабильного обмена. 2.7. ЧТО МЕНЯ ЖДЕТ, ЕСЛИ Я ТОЛЬКО НАЧИНАЮ БИЗНЕС? Придется отстроить склады и рынок, что конечно отразится на вашем финансовом состоянии и потраченном времени на развитие. Придется затянуть потуже пояс и активно фармить. Кроме того потребуется выделить часть ресурсов чтобы пустить их в оборот. Некоторое время после начала торговли, эффективность будет невысока, в связи с тем что вам придется изучать цены, торговцев не так много, мало возможности выделить ресурсы в оборот. По мере развития эффективность будет увеличиваться до того уровня, пока у вас не появятся излишки, которые вы вполне сможете тратить на свое развитие. Особенно тяжело приходится, когда вы только начали игру. Послеловие: Буду очень рад любым замечаниям по поводу написанного здесь. Заранее благодарен Вам! |